ПЛАН НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
13.02.2017 – 17.02.2017
1.Понедельник, 13.02.2017года
Профориентационная сказка «Откуда берется каша?» 2Б класс
2.Вторник,14.02.2017года
Тренинг самоподготовки для пятиклассников «Готовлюсь сам!» 5А класс
3.Среда, 15.02.2017года
Классный час «Школьный психолог. Кто он такой?» 6А класс
4.Четверг, 16.02.2017года
Внеклассное занятие «Позитивная линия жизни» 9А класс
5.Пятница, 17.02.2017года
Личностно – ориентированный тренинг «Наши ожидания» 10 класс
Отчет
о Неделе психологии (13.02.17 – 17.02.17) в МБОУ СОШ №40 г.Шахты
В Неделе психологии приняли участие все возрастные группы школьников.
Открывала Неделю профориентационная сказка для младших школьников «Откуда берется каша?». Автор Антон Смирнов, разработчик практических и методических профориентационных инструментов, Москва.
В реализации содержания сказки были задействованы 30 учащихся 2А класса.
Цель: формирование фундаментальной основы для системных представлений детей о мире труда и профессий.
Внутри текста сказки расположены несколько типов вопросов , превращающих чтение сказки в развивающий процесс.
Основные типы вопросов
- Вопросы на актуализацию интереса к сказке.
-Вопросы на диагностику уровня знаний, представлений.
-Вопросы проблемные, когда на них не ожидается правильных ответов детей, но самим вопросом концентрируется их внимание и интерес.
Действие сказки происходит в стране Взросляндии, городке Игрушкине, где проживают сказочные персонажи. Через художественное описание дети познакомились с профессией агронома, тракториста, комбайнера, технолога. Профориентационная сказка расширила кругозор детей, ответила на любимые детские вопросы « как это устроено?» и «как это делается?».
Тренинг самоподготовки для пятиклассников «Готовлюсь сам!» был проведен в 5А классе в рамках классного часа (19учащихся). Авторы Наталья Вираховская, Ирина Трутнева, к.пс.н., Москва.
Цель: формирование навыков эффективного использования организационных, телесных и дыхательных упражнений в самостоятельной подготовке домашних заданий.
Учащимся была предложена «Визуальная карта» самоподготовки, включающая 3 этапа: отдых- настрой – концентрация.
Компетенции, формируемые на тренинге
1. Умение определять важнейшие компоненты самоорганизации.
2.Навыки эффективного использования организационных, телесных и дыхательных упражнений.
3.Умение самостоятельно пользоваться «Визуальной картой» подготовки к самостоятельной работе над домашним заданием.
Классный час «Школьный психолог. Кто он такой?» был проведен в 6А классе (24 учащихся). Автор Юлия Власенко, педагог-психолог, г.Новосибирск.
Предварила классный час анкета «Школьный психолог. Кто он такой?», в которой дети ответили на вопросы. Анкета также содержала предложение нарисовать свои представления о работе психолога в школе. Рисовать нужно было на обратной стороне листочка с анкетой.
Анкета
1. Как ты думаешь, чем занят школьный психолог (отметь «галочкой»):
- а)лечит «психов»;
-б)помогает психически нормальному человеку лучше себя узнать и понять;
-в)помогает нормальному человеку найти внутренние силы(ресурсы)для преодоления трудностей;
-г)наказывает нерадивых учеников.
2.Был ли у тебя случай, когда тебе или твоим знакомым помог психолог?
____________________________________________________________________________
3.Обсуждали ли с тобой родители, для чего нужен психолог в школе?______________________________________________________________________
4.Какой вопрос ты хотел бы задать психологу?__________________________________________________________________
5.Нарисуй свои представления о работе школьного психолога (на обратной стороне листка цветными карандашами).
На вопросы анкеты дети ответили таким образом.
1-й вопрос:
Как ты думаешь, чем занят школьный психолог?
А) «лечит психов» - 0%;
Б)помогает психически нормальному человеку лучше себя узнать и понять -36%;
В) помогает нормальному человеку найти внутренние силы(ресурсы)для преодоления трудностей – 64%;
Г)наказывают нерадивых учеников – 0%.
2-й вопрос:
Был ли у тебя случай, когда тебе или твоим знакомым помог психолог?
Да -4%;
Нет- 96%.
3-й вопрос:
Обсуждали ли с тобой родители, для чего нужен психолог в школе?
Да – 32%;
Нет – 68%.
4-й вопрос:
Какой вопрос ты хотел бы задать психологу?
Дети написали следующее: «Чем вы занимаетесь на работе?» , «Вы слушаете проблемы людей и помогаете решать их?», «Как вас не раздражают вопросы?», «А учителя тоже психологи?», «Как наладить отношения с окружающими?», «Как не ссориться с родителями?». Анализ вопросов показал, что дети испытывают определенный интерес к содержанию профессиональной деятельности психолога, а также их волнуют подростковые переживания на тему «Кто Я?», «Какой Я?», как выстроить конструктивные отношения с родителями, ровесниками.
5-й вопрос анкеты:
Нарисуй свои представления о работе школьного психолога (на обратной стороне листка цветными карандашами).
Анализ рисунков выявил следующие представления детей о работе школьного психолога.
1.Работа психолога как помощь другим людям – 74%.
2.Психолог как человек, проводящий различные опросы, анкеты – 17%.
3.На рисунках изображали лежащих на кушетках детей/людей, а психолога как психоаналитика – 9%.
На самом классном часу мной были оглашены результаты анкетирования, продемонстрированы рисунки детей на доске. Ответила на вопросы детей, обращенные ко мне, как школьному психологу. В результате дети получили информацию, кто же такой психолог и как с ним контактировать, не боясь обратиться за помощью.
Внеклассное занятие «Позитивная линия жизни» было проведено в 9Аклассе (22 человека). Автор Элеонора Штейнберг. Педагог-психолог, г.Энгельс Саратовской области.
Цель занятия: первичная профилактика суицидального поведения среди подростков.
На занятии шел разговор о нашей жизни, о том, как стать в ней успешным, о том, какие ценности могут стать жизненными ценностями. Учащимся было предложено нарисовать «Линию жизни» как символический рисунок жизненного пути каждого девятиклассников и обсудить, все ли события в жизни были радостными. В подтверждение высказываний учащихся было зачитано высказывание Бориса Пастернака: «Жизнь прожить – не поле перейти». Мозговой штурм «Разные чувства» дал подросткам осмысление того, что и приятные , и неприятные чувства делают нашу жизнь эмоционально насыщенной. Обсуждение «Трудные ситуации» прошло в подгруппах, и затем каждая подгруппа презентовала свою ситуацию и варианты ее позитивного решения.
Рефлексия состояния
Подростками было проговорено, что жизнь – своеобразный бумеранг: что «отдашь», то и «вернется». Но жизнь всегда является высшей ценностью, что в жизни все можно исправить и преодолеть.
Личностно-развивающий тренинг «Наши ожидания» был проведен с 10-классниками (8 учащихся).
Цель: тренировка умения находить положительное в ситуации фрустрации.
Задачи:
-способствовать нахождению и стимуляции ресурсов внутри себя;
-развивать самосознание.
Содержание
Упражнение на визуализацию. Упражнение на вербализацию. Упражнение на нахождение положительного в текущей ситуации.
Рефлексия. 10-классники обсудили свое настроение, насколько оправдались их ожидания и какие чувства вызвал тренинг.
|