- План работы психолого-медико-педагогического консилиума
- Памятка "Советы родителям детей с "ОВЗ"
- План по реализации мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (+ОВЗ)
- Профилактика экзаменационной тревожности выпускников 9-х и 11-х классов
- Неделя психологии в школе
- Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе
- Творческий ребенок
- Профилактика суицидов и суицидальных тенденций у подростков. Тренинг позитивного мироощущения для учащихся 9-11 классов
- Отчет о неделе психологии в школе.
- Презентация к отчету о неделе психологии в школе.
- Педсовет "Восстановительная медиация" (январь 2018 г.)
- Родительское собрание "Авторитаризм как инструмент давления в подростковой среде"
- Презентация "Неделя психологии в школе" (ноябрь 2018 г.)
- Отчет Неделя психологии в школе (ноябрь 2018 г.)
- Психологический совет "Педагогические ситуации" (ноябрь 2018 г.)
- Индивидуальный план по реализации ИПРА ребенка-инвалида (+ОВЗ)
- План ПМПк 2018-2019 от 30.08.2018г.
- Советы родителям 25.11.19
- Информация о результатах СПТ-2019
- Как общаться родителям с детьми в период самоизоляции
- Психологическая помощь при совершении преступлений сексуального характера
- Психологическая служба помощи МБОУ СОШ №40 г.Шахты
Профилактика экзаменационной тревожности выпускников 9-х и 11-х классов
Эмоциональная подготовка выпускников 9-х и 11-х классов к экзаменам ведется в школе с 2008 года.
Основная цель: профилактика экзаменационной тревожности.
Задачи.
В ходе психологических занятий создать такую активную развивающую среду, которая позволила бы выпускникам:Тематика курса психологической подготовки к экзаменам (8часов)
Курс предполагает индивидуальную работу, работу в парах и подгруппах.
Красной нитью всего курса стали такие понятия как «позитивная лексика» и «оптимизм как антидепрессант».
На первом психологическом занятии вниманию обучающихся был предложен входной тест Дж. Кинчер «Оптимист – пессимист», который помог выявить основную жизненную стратегию каждого обучающегося. На последнем занятии подростки выполнили ассоциативную методику «Лужа», которая также выявила все ту же жизненную стратегию, но в иной форме. У подростков была возможность сравнить свои результаты на входе в психологическую работу и на выходе и отследить динамику своего мировосприятия, если таковая случилась.
Коротко о формах работы и содержании курса.
Владислав (9класс)
«У меня стало появляться ощущение, что я хочу выучить уроки как можно лучше. Начал часто разговаривать с родителями о предстоящих экзаменах. Это нас сблизило».
Светлана (9класс)
«Считаю, что если «не сидеть, сложа руки», то все обязательно получится. Но полагаться только на удачу нельзя. Надо трудиться, тогда будет хороший результат. Из наших занятий я вынесла много уроков. Но больше всего мне запомнилась фраза: «Чем больше труда, тем больше успеха». Ей я и буду следовать».
Ксения (9класс)
«Я стала более собранной. Начала мыслить более позитивно. Поняла, что ОГЭ – это вызов, который нужно принять, и я над этим работаю».
Аня (9класс)
«Я знаю, что стала более ответственной. «Да, это труд не из легких, но я уверена в своих силах»,- эта фраза стимулирует меня. Главное – не лениться».
Виктория (9класс)
«Я стала ощущать то, о чем в начале года даже и не думала – уверенность в себе. Первый тест показал, что я – пессимистка, а последний – что я уже реалист. Мой внутренний мир стал разнообразнее и богаче».
Никита (9класс)
«Я стал более ответственно относиться к урокам, слушать учителей более внимательно. Родители в меня верят».
Юлия Д. (11класс)
«Психологические занятия это отличный способ избавиться от стресса, снять напряжение после тяжелого учебного дня. Для меня достаточно тяжело было показать свои чувства в предложенных упражнениях, но справившись с этим, я поняла, что на самом деле это не так страшно, как кажется».
Елизавета (11класс)
«Стрессы не дают радоваться жизни».
Юлия Ю. (11класс)
«Психологические занятия помогают человеку понять, кто он и разобраться в своих проблемах, учат принимать правду про себя, не отрицать ее».
Профилактика суицидов и суицидальных тенденций у подростков.
Основная цель: профилактика экзаменационной тревожности.
Задачи.
В ходе психологических занятий создать такую активную развивающую среду, которая позволила бы выпускникам:
- научиться пользоваться позитивной лексикой, эффективно побуждающей к действию;
- изменить пессимистические базовые убеждения на конструктивные;
- научиться снимать напряжение простыми психологическими способами;
- осознать личностные ресурсы и расширить поведенческий репертуар;
- сформировать позитивное мироощущение.
|
|
|
|
|
Занятие 1-2
|
Оптимисты и пессимисты.
|
|
|
Занятие 3-4
|
Психологическая игра «Стресс и я: кто кого?»
|
|
|
Занятие 5
|
Экзамен без стресса.
|
|
|
Занятие 6
|
Тренинг личностного роста.
|
|
|
Занятие 7
|
Психологический практикум по приобретению уверенности в себе.
|
|
|
Занятие 8
|
Тренинг позитивного мировосприятия.
|
|
Красной нитью всего курса стали такие понятия как «позитивная лексика» и «оптимизм как антидепрессант».
На первом психологическом занятии вниманию обучающихся был предложен входной тест Дж. Кинчер «Оптимист – пессимист», который помог выявить основную жизненную стратегию каждого обучающегося. На последнем занятии подростки выполнили ассоциативную методику «Лужа», которая также выявила все ту же жизненную стратегию, но в иной форме. У подростков была возможность сравнить свои результаты на входе в психологическую работу и на выходе и отследить динамику своего мировосприятия, если таковая случилась.
Коротко о формах работы и содержании курса.
- Живой интерес всегда вызывает обсуждение проблемных ситуаций, но в оптимистическом ключе.
Примеры возможных проблемных ситуаций:- Молоко для каши сбежало на плиту. Пришлось завтракать бутербродами.
- Сногсшибательная одноклассница не обращает на меня внимание.
- Родители опять выставили мне массу «нельзя».
- На льду поскользнулась и упала прямо перед проходившим мимо одноклассником, который мне нравится.
- Хорошо тонизирует психогимнастика, мимические и пантомимические упражнения на тему предстоящих экзаменов сквозь призму оптимизма и пессимизма. Оживляет атмосферу занятий упражнение «Эмоциональная поддержка», суть которой – невербально поздравить одноклассника с успешной сдачей экзамена.
- Мозговой штурм «Стресс – это плохо/хорошо, потому что…» всегда рождает бурную дискуссию.
- Упражнение «Скульптура стресса» выполняется в подгруппах, которые меняются ролями: одна демонстрирует свою скульптуру, а другая рассматривает ее, как в музее скульптур, обсуждая увиденное. (Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете скульптуру? Как вы ее понимаете? Что вам кажется самым важным?). Потом подгруппы меняются ролями. Задание нравится своей необычностью и оригинальностью.
- Одно из занятий – это психологический практикум по освоению эффективных приемов и техник борьбы со стрессом: визуализации – ресурсный образ; мышечные техники; дыхательные гимнастики «2-2-4»; голосовые техники (прием а-о-….) и другие.
- Каждое занятие курса заканчивается рефлексивными вопросами по кругу:
- Что чувствовал в ходе занятия?
- Что было полезным?
- Что стало откровением?
- Что было сложным/простым?
- Что нового узнал, и как это новое будешь использовать практически?
- Завершает серию психологических занятий по профилактике экзаменационной тревожности сочинение – миниатюра «Подготовка к экзаменам: изменения, которые начались в моем внутреннем мире».
Владислав (9класс)
«У меня стало появляться ощущение, что я хочу выучить уроки как можно лучше. Начал часто разговаривать с родителями о предстоящих экзаменах. Это нас сблизило».
Светлана (9класс)
«Считаю, что если «не сидеть, сложа руки», то все обязательно получится. Но полагаться только на удачу нельзя. Надо трудиться, тогда будет хороший результат. Из наших занятий я вынесла много уроков. Но больше всего мне запомнилась фраза: «Чем больше труда, тем больше успеха». Ей я и буду следовать».
Ксения (9класс)
«Я стала более собранной. Начала мыслить более позитивно. Поняла, что ОГЭ – это вызов, который нужно принять, и я над этим работаю».
Аня (9класс)
«Я знаю, что стала более ответственной. «Да, это труд не из легких, но я уверена в своих силах»,- эта фраза стимулирует меня. Главное – не лениться».
Виктория (9класс)
«Я стала ощущать то, о чем в начале года даже и не думала – уверенность в себе. Первый тест показал, что я – пессимистка, а последний – что я уже реалист. Мой внутренний мир стал разнообразнее и богаче».
Никита (9класс)
«Я стал более ответственно относиться к урокам, слушать учителей более внимательно. Родители в меня верят».
Юлия Д. (11класс)
«Психологические занятия это отличный способ избавиться от стресса, снять напряжение после тяжелого учебного дня. Для меня достаточно тяжело было показать свои чувства в предложенных упражнениях, но справившись с этим, я поняла, что на самом деле это не так страшно, как кажется».
Елизавета (11класс)
«Стрессы не дают радоваться жизни».
Юлия Ю. (11класс)
«Психологические занятия помогают человеку понять, кто он и разобраться в своих проблемах, учат принимать правду про себя, не отрицать ее».
09.02.2017 года.
Савина Татьяна Краснославовна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №40.
Савина Татьяна Краснославовна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №40.
Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе
Творческий ребенок
Что мы имеем в виду, когда говорим: -Хочу воспитать творческого ребенка? Скорее всего, мы не преследуем конкретных целей, взращивая в ребенке творческий потенциал.
Известно, что за творчество отвечает правое полушарие головного мозга. Оно дает возможность фантазировать, мечтать, сочинять. К тому же, наука доказала, что увеличение количество занятий музыкой и живописью помогает детям при усвоении математики и языков. Задача взрослых предложить ребенку как можно больше инструментов для познания мира и себя в нем. Ребенок видит новые формы, предметы, цвета, слышит новые звуки. Он спрашивает: -Что это? Почему? Что будет, если…? Расскажите ему. Объясните максимально подробно, не отмахивайтесь!
Мы иногда забываем, что дети просто не знают элементарных вещей. Они впечатлительны, многое запоминают быстрее взрослых. Но, чтобы что-то усвоили, им надо об этом рассказать. Ребенок 7-8 лет еще изучает мир, ему интересно все. Он задает вопросы и хочет знать ответы на них. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на постановку вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных памяти, а не мышлению, приводит к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: он перестает ставить вопросы, перестает рассуждать, стараясь только запомнить.
Учителям начальной школы знаком такой факт. По программе ИЗО проводятся уроки «Рисование на свободную тему», рассчитанные на максимальное проявление художественной индивидуальности ребенка. Детям дается полная творческая свобода, но первоклассника она ставит в тупик. Сначала ему нравится, что разрешили рисовать, что хочешь. Потом он вспоминает, что в школе все надо делать хорошо и правильно. В итоге он недоумевает, спрашивая: -А что рисовать? –Решай сам! Что –нибудь, что тебе нравится, -как правило отвечает учитель. Оставаясь с листом один на один, он не осмеливается на что-то новое. А выбирает то, что много раз уже рисовал, и за что взрослые хвалили. Как результат – на бумаге появляются одинаковые домики и деревья, танки и самолеты, узоры.
Что-нибудь интересное, ими действительно переживаемое, могут нарисовать 2-3 ученика, которые уже занимались творчеством под руководством взрослого. В другом же случае происходит принуждение ребенка к «правильному» изображению. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда взрослый и ребенок вместе обсудят завершенную работу.
Участие учителя в акте творчества должно заключаться в том, чтобы внушить ребенку уверенность в собственных возможностях и способностях, понять его стремление и верить в его успех. Т.е. свобода творчества обеспечивается совместимостью ученика и учителя при подготовке и завершении творческого акта. Этим объясняется тот факт, что у одних педагогов дети показывают чудеса творческого воображения, у других – скудость фантазии.
Действительно, в любой учебной дисциплине найдется возможность спровоцировать детей именно на творческий поиск решения. Особенно, если вы своим авторитетным примером покажете им, что это не только увлекательно, но и очень ценно! Например, на занятиях по ИЗО можно познакомить детей с репродукциями картин художников разных направлений(можно даже подбирать картины по темам урока). Обсудить с детьми: какое настроение хотел передать художник? Или: как бы вы сами передали настроение, событие? На уроках математики непременно давайте простые, но нестандартные логические задачи. На уроках русского языка иногда давайте диктанты из фантастических произведений, сказок и пр. Поощряйте творчество в детях! Развитое творческое мышление и воображение подарят ребенку способность максимально быстро и разнопланово решать любые задачи, в том числе жизненные, получать радость от мыслительного процесса, от творчества и, что не менее важно, дарить радость другим!
Рекомендации по развитию творческого мышления и воображения
Известно, что за творчество отвечает правое полушарие головного мозга. Оно дает возможность фантазировать, мечтать, сочинять. К тому же, наука доказала, что увеличение количество занятий музыкой и живописью помогает детям при усвоении математики и языков. Задача взрослых предложить ребенку как можно больше инструментов для познания мира и себя в нем. Ребенок видит новые формы, предметы, цвета, слышит новые звуки. Он спрашивает: -Что это? Почему? Что будет, если…? Расскажите ему. Объясните максимально подробно, не отмахивайтесь!
Мы иногда забываем, что дети просто не знают элементарных вещей. Они впечатлительны, многое запоминают быстрее взрослых. Но, чтобы что-то усвоили, им надо об этом рассказать. Ребенок 7-8 лет еще изучает мир, ему интересно все. Он задает вопросы и хочет знать ответы на них. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на постановку вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных памяти, а не мышлению, приводит к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: он перестает ставить вопросы, перестает рассуждать, стараясь только запомнить.
Учителям начальной школы знаком такой факт. По программе ИЗО проводятся уроки «Рисование на свободную тему», рассчитанные на максимальное проявление художественной индивидуальности ребенка. Детям дается полная творческая свобода, но первоклассника она ставит в тупик. Сначала ему нравится, что разрешили рисовать, что хочешь. Потом он вспоминает, что в школе все надо делать хорошо и правильно. В итоге он недоумевает, спрашивая: -А что рисовать? –Решай сам! Что –нибудь, что тебе нравится, -как правило отвечает учитель. Оставаясь с листом один на один, он не осмеливается на что-то новое. А выбирает то, что много раз уже рисовал, и за что взрослые хвалили. Как результат – на бумаге появляются одинаковые домики и деревья, танки и самолеты, узоры.
Что-нибудь интересное, ими действительно переживаемое, могут нарисовать 2-3 ученика, которые уже занимались творчеством под руководством взрослого. В другом же случае происходит принуждение ребенка к «правильному» изображению. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда взрослый и ребенок вместе обсудят завершенную работу.
Участие учителя в акте творчества должно заключаться в том, чтобы внушить ребенку уверенность в собственных возможностях и способностях, понять его стремление и верить в его успех. Т.е. свобода творчества обеспечивается совместимостью ученика и учителя при подготовке и завершении творческого акта. Этим объясняется тот факт, что у одних педагогов дети показывают чудеса творческого воображения, у других – скудость фантазии.
Действительно, в любой учебной дисциплине найдется возможность спровоцировать детей именно на творческий поиск решения. Особенно, если вы своим авторитетным примером покажете им, что это не только увлекательно, но и очень ценно! Например, на занятиях по ИЗО можно познакомить детей с репродукциями картин художников разных направлений(можно даже подбирать картины по темам урока). Обсудить с детьми: какое настроение хотел передать художник? Или: как бы вы сами передали настроение, событие? На уроках математики непременно давайте простые, но нестандартные логические задачи. На уроках русского языка иногда давайте диктанты из фантастических произведений, сказок и пр. Поощряйте творчество в детях! Развитое творческое мышление и воображение подарят ребенку способность максимально быстро и разнопланово решать любые задачи, в том числе жизненные, получать радость от мыслительного процесса, от творчества и, что не менее важно, дарить радость другим!
Рекомендации по развитию творческого мышления и воображения
- Задавая вопросы, старайтесь, чтобы они подталкивали ребенка к интеллектуальной активности, чтобы в ваших вопросах были элементы неизвестного и противоречивого, чтобы они были направлены больше на мышление(поиск причин и взаимосвязи) и меньше – на память.
- Когда вопрос задает ребенок, не спешите с ответом, предложив самому ему высказаться (-А ты как думаешь?)
- Во время обсуждения попробуйте идти за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.
- Не давайте негативную оценку поставленным вопросам, какими бы неуместными они вам ни казались. У ребенка должно быть как можно больше стимулов задавать вам вопросы. Давайте только положительные оценки. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, любопытно, необычно, хорошо».
- Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
- Развитие творческого потенциала активно идет при групповой дискуссии, ролевой игре, групповых проектах.
- Помните, что вы можете использовать ошибки ребенка, как неожиданный взгляд на что-то привычное.
- Приобщайте ребенка к миру искусства! Это значительно обогатит его духовный мир, расширит горизонты мышления и воображения, разовьет художественный вкус и навыки критического мышления.